Массовое заражение ВИЧ

Элиста (Калмыцкая АССР, теперь – Калмыкия), 1988 год.

Наверное, вы уже посмотрели свежего «вДудя». Если нет – смотрите. В этой истории не будет героиновых наркоманов, геев и женщин, которые в школьном возрасте спали с торчками без презервативов. Ниже – о том, что подхватить ВИЧ может любой, а не только человек из перечисленных категорий.

1Массовое заражение ВИЧ

В 1980-х в СССР выявили 30 ВИЧ-инфицированных. Крохотная цифра в масштабах огромной страны, поэтому вирус считался исключительно проблемой западных проституток, бомжей и геев, которых в Союзе ласково величали педерастами.

Но в 1988 году в Элисте случилось немыслимое: 75 детей подросткового и младенческого возраста, а также четыре мамочки заразились ВИЧ. Все они в том же году лежали в городской детской больнице.
10-летняя девочка угодила на койку с переломом ноги (умерла от СПИДа в 17 лет); 12-летний парень лечился от последствий ушиба (умер в 16); 2-летняя малышка приезжала в поликлинику с ОРВИ, а домой уехала с ВИЧ (умерла в 9). Все они – обычные советские дети, никогда не соприкасавшиеся с культурой прогнившего Запада.

Все пациенты заразились через нестерильные шприцы и катетеры. Медики не парились и использовали шприцы многократно, меняя лишь иглы. Больные рассказывали, что перед инъекцией шприцы промывались в физрастворе. При этом жидкость нередко была бурого цвета от попавшей в нее крови. Молодые мамы заражались через ранки при грудном вскармливании.

Источником инфекции оказалась женщина, чей муж – военный моряк – привез болячку из Конго. Заболевание передалось половым путем, но не сразу. Их первый ребенок родился здоровым, а второй – уже с ВИЧ. Именно с ним элистинка и оказалась в больнице.

Расследование получилось молниеносным: с работы выгнали министра здравоохранения Калмыкии и всех его замов. Говорят, выперли из детской больницы и главврача. Младший медицинский персонал получил высшую меру наказания – выговор. Само расследование до 2010 года приостанавливалось пять раз. То потому что не установили имена виновных, а то и вовсе из-за отсутствия события преступления. Сейчас дело закрыто, а медицинские карточки зараженных детей куда-то пропали.

Вменяемых мер по локализации вируса так и не приняли. Те же дети из элистинской больницы свободно разъехались по соседним регионам. Там они тоже лечились стационарно – и ситуация со шприцами была ничуть не лучше. В итоге с учетом Волгограда, Ставропольского края и Ростовской области ВИЧ-положительными оказались 270 человек.

2Массовое заражение ВИЧ

В Элисте за первые 9 лет после заражения от СПИДа умерло 24 ребенка. 12 из них заразились ВИЧ в младенческом возрасте и прожили в среднем по 5 лет.

Выжившим было не легче. «Все родственники со стороны отца от меня постепенно отказались, – анонимно рассказывала девушка, заразившаяся ВИЧ в больнице Элисты. – Дяди и тети всегда говорили: вот твоя чашка, вот твоя ложка, не смей есть из другой посуды. Стоило мне чихнуть, и они отправляли меня домой».

В Элисте для пострадавших детей на территории ВИЧ-центра организовали отдельный детский сад, эволюционировавший в начальную школу. Лишь после этого дети начали обучение вместе со всеми.

Рикошетом эта история ударила и по родителям зараженных. Жизнь Марии Шолдаевой из калмыцкого поселка Олинг превратилась в кошмар. Соседи грозились сжечь ее заживо, если ее ребенок вздумает поиграть с их детишками. С работой – тоже беда. «Меня никуда не хотели брать, даже в доярки, – рассказывала Мария. – У меня прервался стаж, и теперь я получаю пенсию в размере 4 400 рублей. На эти деньги я не могу себя подлечить, а болячек у меня очень много».

А вот ужас от Александра Горобченко, чей сын умер от СПИДа в 16 лет. «На нас показывали пальцем. Обзывали спидоносцами. Под разными предлогами увольняли с работы. В ребятах, пострадавших по вине медиков, люди вплоть до их смерти видели угрозу. Они не искали виновных среди врачей, не обвиняли за бездействие следователей – шарахались от малышей с ВИЧ, их мам и пап. Да что говорить, если даже родственники от нас отвернулись».

Власти Калмыкии заселили в элистинские новостройки семьи пострадавших, в том числе из окрестных деревень. Дети до 18 лет ежемесячно получали от государства 22 844 рубля. 16 семей выбили пособие по уходу за больными детьми и ворвались в список Forbes – им начислили по 600 рублей в месяц. Самые настойчивые добились компенсации 100 тысяч рублей (после новых слушаний – 300 тысяч), хотя требовали 5 миллионов рублей. Обращались люди и в ЕСПЧ, но в Страсбурге не стали вписываться, ведь расследование по элистинскому делу провели до того, как российские власти ратифицировали Европейскую конвенцию по защите прав человека.

В настоящий момент более половины заразившихся ВИЧ в больнице Элисты умерли.
0 0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут писать и оценивать комментарии. Нужна регистрация (занимает менее минуты)