Обнаженная натура
Хочу рассказать вам о своем хобби - работе натурщицей. За достаточно долгое время (порядка трех лет), я не раз сталкивалась с неправильной реакцией, некорректными и неприятными вопросами, а также с общественным порицанием и откровенным ханжеством. Хотелось бы рассказать, как обстоят дела на самом деле.
Для начала немного о себе: девушка, 22 года, живую и работаю в Петербурге. Внешность у меня ничем не выдающаяся, фигура нормальная (без кубиков пресса, но и без свисающих складок), но в мир художества я пошла именно для того, чтобы изничтожить подростковые комплексы и неуверенность в себе. Когда я была в пубертатном возрасте, то сильно располнела и, несмотря на последующее приведение тела в "норму", все равно чувствовала себя некрасивой, неуклюжей и т.д. Мне показалось, что такой радикальный способ, как работа с незнакомыми людьми в обнаженном виде, должен стать некой шоковой терапией. И я не ошиблась :)
Прежде всего, стоит сказать: работа очень трудная. Это только кажется, что делов-то, стоишь себе, ничего не делаешь, а если повезет, так и вовсе полежать удастся. На самом деле, все совсем не так: от невозможности пошевелиться мышцы немеют, если поза особо неудачная, могут начаться судороги. О последующем эффекте "иголок" я вообще молчу :) У меня бывало, что после целого сеанса позирования я не могла говорить из-за непрекращающегося стука зубов (долго стоишь, мерзнешь), да и ходить могла, только неловко переваливаясь. Как правило, натурщики нужны в качестве наглядного пособия для образовательного процесса, когда живая модель - новая ступень в изучении анатомии человека, поэтому все позы должны максимально показывать особенности строения тела и, соответственно, они не очень естественные. В процессе позирования, конечно, со временем принимаешь максимально удобную вариацию этой позы, но бывают моменты, когда ты просто умоляешь время идти быстрее, чтобы уже сменить опорную ногу или опустить руки.
Время, выделенное для каждой позы, варьируется в зависимости от формата урока или конкретной задачи. В учебных заведениях это приблизительно 2-3 часа по 45 минут с небольшими перерывами, но может быть и 4 часа. Если практикуют формат набросков, то позы могут сменяться даже каждые 3 минуты, поэтому такие сеансы мне очень напоминают какую-то йогу: чтобы не особо выдумывать, просто постепенно переходишь от одной позы в другую, стараясь выглядеть максимально выразительно и грациозно)) Художники подсказывают, если что не так, да и вообще могут полностью руководить процессом, чуть ли не дублируя собой, как это должно выглядеть.
Самый, наверное, интересный момент - взаимоотношения между натурщиком и художником. Многие мне говорили: "Вот как он может смотреть на тебя и рисовать? Я бы думал совсем о другом". Скажу со стопроцентной уверенностью: это полная чушь. В момент работы художник воспринимает тело как арт-объект, для него девушка равнозначна вазе или какому-нибудь зданию. Он обращает внимание на свет, тень, пропорции и т.д., а если и говорит добрые слова или комплименты, в них нет никакого эротического подтекста. Это просто ласковое слово, чтобы поднять настроение, высказать свою симпатию, сгладить напряжение. Я ни разу не сталкивалась с приставаниями, пошлостями или каким-либо непотребным отношением, наоборот: для меня художники - самые вежливые, интеллигентные и милые люди, с которыми очень комфортно и спокойно. Однако одна моя знакомая-художница говорит: "Для художника так же естественно спать со своей моделью, как есть виноград со своего натюрморта" и, кстати говоря, в числе её любимчиков есть и любовники :) Меня, однако, с таким жизнь как-то не сталкивала. Не берусь судить и высказывать истину в последней инстанции, просто делюсь личным впечатлением. Никаких оргий, пьянок и всего прочего тоже не встречала. Все в высшей степени благонравно и одухотворенно.
Что касается вопроса, с кем лучше работать - мужчинами или женщинами, то для меня нет особой разницы. Есть требовательные и "безжалостные" люди, есть те, кто лишний раз тебя на стул посадят, лишь бы полегче было. Все от людей зависит.
Кстати говоря, "натурщик" (или демонстратор пластических поз, я, если честно, не знаю, как сейчас официально называется) это должность, которую указывают в трудовой. Если вы работаете в учебном заведении, например. Там все официально - график, з/п, трудовой стаж. Есть старожилы крупных вузов, которые работают там десятилетиями, знают все учебную программу студентов, напечатаны в учебниках и брошюрах, вошли в историю, так сказать)) Я в таком формате не работаю, просто иногда подрабатываю на разовых уроках/проектах или на коротких постановках, которые длятся несколько недель. Не хочу возводить хобби в рутину, да и время при стандартной 5-ке выделить все равно не получится.
Оплата работы натурщика скромная. Здесь для души, а не для заработка. Все зависит от конкретного заведения или заказчика. Если связываются с тобой и не предлагают фиксированную оплату, то можно попробовать запросить свою цену, но чаще всего предлагают определенный вариант. К примеру, в одной художественной школе час позирования стоил 250 р., а в другой я за три часа получила 1,5 т. Есть расценки, где час работы стоит и 100 р., а бывает везет и на более крупные уловы) Но, повторюсь, я очень сомневаюсь, что можно быть натурщиком (грубо говоря, на полную ставку) и зарабатывать большие деньги.
Но все равно, я очень люблю свое хобби! Оно дает заряд вдохновения, позволяет знакомиться с прекрасными людьми, участвовать в интересных проектах, ощущать себя частью чего-то большого и великолепного. Да, порой это очень сложно, почти невыносимо трудно физически, но оно того стоит. И мне очень грустно слышать какие-то пошлые насмешки или пуританские комментарии в духе "да как тебе не стыдно!" А вам не стыдно в музеи ходить, на скульптуры смотреть?
Для начала немного о себе: девушка, 22 года, живую и работаю в Петербурге. Внешность у меня ничем не выдающаяся, фигура нормальная (без кубиков пресса, но и без свисающих складок), но в мир художества я пошла именно для того, чтобы изничтожить подростковые комплексы и неуверенность в себе. Когда я была в пубертатном возрасте, то сильно располнела и, несмотря на последующее приведение тела в "норму", все равно чувствовала себя некрасивой, неуклюжей и т.д. Мне показалось, что такой радикальный способ, как работа с незнакомыми людьми в обнаженном виде, должен стать некой шоковой терапией. И я не ошиблась :)
Прежде всего, стоит сказать: работа очень трудная. Это только кажется, что делов-то, стоишь себе, ничего не делаешь, а если повезет, так и вовсе полежать удастся. На самом деле, все совсем не так: от невозможности пошевелиться мышцы немеют, если поза особо неудачная, могут начаться судороги. О последующем эффекте "иголок" я вообще молчу :) У меня бывало, что после целого сеанса позирования я не могла говорить из-за непрекращающегося стука зубов (долго стоишь, мерзнешь), да и ходить могла, только неловко переваливаясь. Как правило, натурщики нужны в качестве наглядного пособия для образовательного процесса, когда живая модель - новая ступень в изучении анатомии человека, поэтому все позы должны максимально показывать особенности строения тела и, соответственно, они не очень естественные. В процессе позирования, конечно, со временем принимаешь максимально удобную вариацию этой позы, но бывают моменты, когда ты просто умоляешь время идти быстрее, чтобы уже сменить опорную ногу или опустить руки.
Время, выделенное для каждой позы, варьируется в зависимости от формата урока или конкретной задачи. В учебных заведениях это приблизительно 2-3 часа по 45 минут с небольшими перерывами, но может быть и 4 часа. Если практикуют формат набросков, то позы могут сменяться даже каждые 3 минуты, поэтому такие сеансы мне очень напоминают какую-то йогу: чтобы не особо выдумывать, просто постепенно переходишь от одной позы в другую, стараясь выглядеть максимально выразительно и грациозно)) Художники подсказывают, если что не так, да и вообще могут полностью руководить процессом, чуть ли не дублируя собой, как это должно выглядеть.
Самый, наверное, интересный момент - взаимоотношения между натурщиком и художником. Многие мне говорили: "Вот как он может смотреть на тебя и рисовать? Я бы думал совсем о другом". Скажу со стопроцентной уверенностью: это полная чушь. В момент работы художник воспринимает тело как арт-объект, для него девушка равнозначна вазе или какому-нибудь зданию. Он обращает внимание на свет, тень, пропорции и т.д., а если и говорит добрые слова или комплименты, в них нет никакого эротического подтекста. Это просто ласковое слово, чтобы поднять настроение, высказать свою симпатию, сгладить напряжение. Я ни разу не сталкивалась с приставаниями, пошлостями или каким-либо непотребным отношением, наоборот: для меня художники - самые вежливые, интеллигентные и милые люди, с которыми очень комфортно и спокойно. Однако одна моя знакомая-художница говорит: "Для художника так же естественно спать со своей моделью, как есть виноград со своего натюрморта" и, кстати говоря, в числе её любимчиков есть и любовники :) Меня, однако, с таким жизнь как-то не сталкивала. Не берусь судить и высказывать истину в последней инстанции, просто делюсь личным впечатлением. Никаких оргий, пьянок и всего прочего тоже не встречала. Все в высшей степени благонравно и одухотворенно.
Что касается вопроса, с кем лучше работать - мужчинами или женщинами, то для меня нет особой разницы. Есть требовательные и "безжалостные" люди, есть те, кто лишний раз тебя на стул посадят, лишь бы полегче было. Все от людей зависит.
Кстати говоря, "натурщик" (или демонстратор пластических поз, я, если честно, не знаю, как сейчас официально называется) это должность, которую указывают в трудовой. Если вы работаете в учебном заведении, например. Там все официально - график, з/п, трудовой стаж. Есть старожилы крупных вузов, которые работают там десятилетиями, знают все учебную программу студентов, напечатаны в учебниках и брошюрах, вошли в историю, так сказать)) Я в таком формате не работаю, просто иногда подрабатываю на разовых уроках/проектах или на коротких постановках, которые длятся несколько недель. Не хочу возводить хобби в рутину, да и время при стандартной 5-ке выделить все равно не получится.
Оплата работы натурщика скромная. Здесь для души, а не для заработка. Все зависит от конкретного заведения или заказчика. Если связываются с тобой и не предлагают фиксированную оплату, то можно попробовать запросить свою цену, но чаще всего предлагают определенный вариант. К примеру, в одной художественной школе час позирования стоил 250 р., а в другой я за три часа получила 1,5 т. Есть расценки, где час работы стоит и 100 р., а бывает везет и на более крупные уловы) Но, повторюсь, я очень сомневаюсь, что можно быть натурщиком (грубо говоря, на полную ставку) и зарабатывать большие деньги.
Но все равно, я очень люблю свое хобби! Оно дает заряд вдохновения, позволяет знакомиться с прекрасными людьми, участвовать в интересных проектах, ощущать себя частью чего-то большого и великолепного. Да, порой это очень сложно, почти невыносимо трудно физически, но оно того стоит. И мне очень грустно слышать какие-то пошлые насмешки или пуританские комментарии в духе "да как тебе не стыдно!" А вам не стыдно в музеи ходить, на скульптуры смотреть?
Комментариев 4
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут писать и оценивать комментарии. Нужна регистрация (занимает менее минуты)