Штирлиц, а вас я попрошу остаться
Давно не смотрел "Семнадцать мгновений весны". На 9 мая решил глянуть. Ну вы знаете - на удивление, смотрится увлекательно до сих пор. Нигде не провисает. Диалоги блеск. Однако, и косяки теперь, конечно, стали видны невооружённым глазом. Недаром разведчик Ким Филби про Тихонова сказал - "С таким постным лицом он бы в шпионаже и дня не продержался". Это да. Вообще не улыбается.
Барбара Крайн (которую по сюжету убивает солдат Гельмут, не выдержав издевательств над младенцем) - унтершарфюрер СС. На деле женщины в СС официально не служили и воинских званий не имели - они входили в "свиту СС" и "хельферин", то есть помощницы: охранницы лагерей, связистки и т.д. Удивителен выбор Броневого на роль Мюллера. Нет, сыграл он ШИКАРНО. Но просто все там похожи на реальных персонажей - и Визбор на Бормана, и Табаков на Шелленберга, Гиммлер тоже удался. А Мюллеру по сюжету 55 лет, он уже седой, хотя на самом деле ему было 45, и он какбэ брюнет с худым лицом, а не добродушный лысеющий седой упитанный Броневой.
В фильме полно и других ошибок. Песня Пиаф "Я ни о чем не сожалею" - 1960 (если не ошибаюсь) года, а ее показывают при освобождении Парижа. Сам Штирлиц - полковник СС, но при этом, хоть работает в аппарате РСХА, не занимает никакой должности. Он просто так, покурить зашел.
Сразу понимаешь анекдоты, обрушившиеся в народ сразу после этого фильма. "Заходит офицер СС при совещании Гитлера, ставит на стол вазу с апельсинами, взламывает сейф, забирает секретные документы и уходит. Гитлер в крик - хватайте его. Зачем? Это же Штирлиц. И что?! Схватите, арестуйте, казните. Так все равно отвертится, скажет, что апельсины приносил". Да, так и есть. Вот всем понятно, что он шпион, но его не трогают. Не могут доказать. Надо же, какая слабая система в этом Третьем рейхе. Это у нас бы с ним поработали, и он бы сразу в сотрудничестве со спецслужбами Гондураса признался. А у немцев специалистов подобных нет, вот там наших шпионов полно.
Наши разведчики - отдельная песня. Все говорят на немецком, как на родном, и никто их отличить не может. И Штирлиц, и Эрвин Кин, и радистка Кэт. Те же разведчики Абель, Зорге и Фишер были из российских немцев, прекрасно знали язык и традиции, поэтому им было проще работать в немецком и японском тылу. А тут трое русских, и все говорят на хохдойч и диалектах, как на родном. Симпатично, конечно.
На удивление для того времени, мало идеологии. Штирлиц не рассказывает, как прекрасны коммунистическая партия, пятилетка и история ВКП (б). Понятно, что наши все суровы и прекрасны, а немцы мерзкие сволочи, но для шпионского фильма оно и логично. Американские посмотришь - ну там вконец всё карикатурно, а на наше КГБ без слёз не взглянешь. Хотя, конечно, когда Мюллер пишет записки на русском, старательно выводя круглые буквы, выглядит смешно. Пафоса довольно много, но не раздражает. В сериалах про Бонда пафоса никак не меньше.
И конечно, на каждой строчке Копеляна начинаешь улыбаться. Потому что на всё есть анекдот. "Штирлиц остановил машину, и уснул. Это был годами выработанный рефлекс". "Штирлиц вышел из кабака, упал мордой в грязь и уснул. Это был годами выработанный рефлекс". Народ простебал фильм великолепно, хотя его очень любил.
Разумеется, прежнего восторга уже нет. Но забавно глянуть.
Барбара Крайн (которую по сюжету убивает солдат Гельмут, не выдержав издевательств над младенцем) - унтершарфюрер СС. На деле женщины в СС официально не служили и воинских званий не имели - они входили в "свиту СС" и "хельферин", то есть помощницы: охранницы лагерей, связистки и т.д. Удивителен выбор Броневого на роль Мюллера. Нет, сыграл он ШИКАРНО. Но просто все там похожи на реальных персонажей - и Визбор на Бормана, и Табаков на Шелленберга, Гиммлер тоже удался. А Мюллеру по сюжету 55 лет, он уже седой, хотя на самом деле ему было 45, и он какбэ брюнет с худым лицом, а не добродушный лысеющий седой упитанный Броневой.
В фильме полно и других ошибок. Песня Пиаф "Я ни о чем не сожалею" - 1960 (если не ошибаюсь) года, а ее показывают при освобождении Парижа. Сам Штирлиц - полковник СС, но при этом, хоть работает в аппарате РСХА, не занимает никакой должности. Он просто так, покурить зашел.
Сразу понимаешь анекдоты, обрушившиеся в народ сразу после этого фильма. "Заходит офицер СС при совещании Гитлера, ставит на стол вазу с апельсинами, взламывает сейф, забирает секретные документы и уходит. Гитлер в крик - хватайте его. Зачем? Это же Штирлиц. И что?! Схватите, арестуйте, казните. Так все равно отвертится, скажет, что апельсины приносил". Да, так и есть. Вот всем понятно, что он шпион, но его не трогают. Не могут доказать. Надо же, какая слабая система в этом Третьем рейхе. Это у нас бы с ним поработали, и он бы сразу в сотрудничестве со спецслужбами Гондураса признался. А у немцев специалистов подобных нет, вот там наших шпионов полно.
Наши разведчики - отдельная песня. Все говорят на немецком, как на родном, и никто их отличить не может. И Штирлиц, и Эрвин Кин, и радистка Кэт. Те же разведчики Абель, Зорге и Фишер были из российских немцев, прекрасно знали язык и традиции, поэтому им было проще работать в немецком и японском тылу. А тут трое русских, и все говорят на хохдойч и диалектах, как на родном. Симпатично, конечно.
На удивление для того времени, мало идеологии. Штирлиц не рассказывает, как прекрасны коммунистическая партия, пятилетка и история ВКП (б). Понятно, что наши все суровы и прекрасны, а немцы мерзкие сволочи, но для шпионского фильма оно и логично. Американские посмотришь - ну там вконец всё карикатурно, а на наше КГБ без слёз не взглянешь. Хотя, конечно, когда Мюллер пишет записки на русском, старательно выводя круглые буквы, выглядит смешно. Пафоса довольно много, но не раздражает. В сериалах про Бонда пафоса никак не меньше.
И конечно, на каждой строчке Копеляна начинаешь улыбаться. Потому что на всё есть анекдот. "Штирлиц остановил машину, и уснул. Это был годами выработанный рефлекс". "Штирлиц вышел из кабака, упал мордой в грязь и уснул. Это был годами выработанный рефлекс". Народ простебал фильм великолепно, хотя его очень любил.
Разумеется, прежнего восторга уже нет. Но забавно глянуть.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут писать и оценивать комментарии. Нужна регистрация (занимает менее минуты)